Презентация кинокомиссий СФО открыла Конференцию региональных кинокомиссий на Алтае
Участники Конференции региональных кинокомиссий 31 января обсудили развитие рынка регионального кинематографа Сибирского федерального округа. Напомним, что мероприятие, организованное ПЦ «Мувистарт» при поддержке Минкультуры России, проходит в рамках форума «Новый вектор», работа которого стартовала сегодня и продолжится до 3 февраля в Белокурихе. Организаторами форума выступают Союз кинематографистов России, Фонд поддержки регионального кинематографа, при поддержке ПФКИ, Министерства культуры Алтайского края.
Представители органов государственной власти, московские и сибирские продюсеры рассказали о достижениях в киноотрасли Сибири за последние годы.
Модератором дискуссии выступил Дмитрий Якунин – член Совета ФПРК. Он отметил, что в работе форума принимает участие более 100 человек, включая представителей киноотрасли всех регионов Сибирского федерального округа. Цель мероприятия – обсудить механизмы развития кинематографа в регионе.
Якунин поделился данными исследования, посвященного этому вопросу: так в его десяти субъектах на сегодняшний день работают 231 киностудия, 14 ренталов, 363 кинотеатра, 51 арт-пространство и 12 креативных кластеров. Всего на развитие индустрии из региональных бюджетов выделяется 67,7 млн рублей, при этом 65 млн рублей в 2023 году составили рибейты. Модератор отметил, что дополнить исследование может каждый участник форума «Новый вектор».
Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова рассказала, что в 2022-2023 гг. в регионе была создана кинокомиссия. В прошлом году был принят документ о рибейтах, которые в 2024 г. должны составить до 30 %/10 млн рублей. Разработан проект документа «Стратегия развития кинематографии в Алтайском крае на 2024-2034 гг.».
Она добавила, что сейчас в производстве находятся более 15 проектов, в регионе действует 77 кинозалов (как государственных, муниципальных, так и частных). Одна из целей на ближайшее время – открыть дополнительные кинозалы, в том числе социальные – на базе учреждений культуры (в дополнение к коммерческим).
Генеральный директор АНО «Кинокомиссия Алтай» Александр Зотин обратил внимание на проблему нехватки технической базы и отсутствия рентала на доступном расстоянии. Рентал в соседних регионах – часто в единственном варианте и может быть уже занят на других проектах, пояснил эксперт.
И.о. заместителя губернатора Красноярского края Василий Нелюбин рассказал о новом витке развития киноотрасли в регионе, начиная с момента распада СССР. Принят и действует закон «О государственной поддержке кинематографии в Красноярском крае», где суммировали все форматы государственной поддержки кино, с прошлого года начала свою работу краевая кинокомиссия.
«Было заложено 50 млн рублей на рибейты, но выплатили чуть более восьми млн, так как не все компании смогли предоставить в полном объеме нужные документы. В 2024 году на рибейты так же заложено 50 млн рублей», – уточнил Нелюбин.
Он напомнил, что в Красноярском крае на базе КГАУК «Енисей кино» создан отдел киносъемок, который занимается помощью продюсерам, приезжающим из других регионов. По данным представителя администрации Красноярского края, на территории региона постоянно действуют более 20 кинокомпаний. Наиболее активные игроки – компании «Мечта», «Саянфильм», «S98».
Министр культуры Иркутской области Олеся Полунина рассказала про успехи региона в сфере кинематографа. По ее мнению, в Иркутске сформировалось крепкое киносообщество, действует кинозал со столетней историей, студия кинохроники, 15 частных киностудий.
В сфере образования функционирует Иркутское театральное училище, Иркутский филиал ВГИКа, действуют проекты «Кинокласс», «Кинопозитив», а также недавно открытая Школа креативных индустрий. Кроме того, в Иркутской области сформирован Межрегиональный кинорезерв творческой молодежи.
Из мер государственной поддержки спикер отметила Премию губернатора и Премию творческих работников им. Л. Гайдая. В 2023 г. субсидии из областного бюджета составили 4 млн рублей. Рибейты были выданы в размере 5 млн рублей. Однако эту сумму с трудом удалось набрать по причине отсутствия у большинства компаний-заявителей прокатных удостоверений.
Полунина добавила, что в регионе действует кинокомиссия в лице отдела Кинофонда, ведется кинолетопись Иркутской области «Земля у Байкала».
И. о. начальника Департамента по культуре Томской области Лариса Важова рассказала, что в целях развития киноотрасли разработана Программа стратегического развития киноиндустрии Томской области.
По данным спикера, на данный момент в регионе действуют более 30 акторов и компаний, занимающихся кинопроизводством. Образование в сфере кино можно получить в Томском государственном университете (на факультете журналистики и в Институте культуры и искусств того же университета), в Педагогическом университете. Кроме того, успешно работают Томский Губернаторский колледж культуры и искусства (направление «Кино и телевидение»), две школы креативных индустрий с самым современным оборудованием.
Сергей Фамильцев, директор «Киновидеоцентра» Министерства культуры Омской области, отметил, что в регионе кинодвижение начало развиваться в последние годы. Родился проект «Один проект – два города» по приобщению омских зрителей к документальному кино, основан фестиваль «Любительское кино + PROFI», к которому подключился ВГИК.
При Государственном университете им. Ф.М. Достоевского есть факультет культуры и искусства, есть база, чтобы создавать собственные кинокартины. Работает отделение анимации при колледже. По данным спикера, в прошлом году в Омской области было снято три игровых фильма при помощи частных инвестиций. В регионе 12 студий занимаются кинопроизводством.
Однако пока основным источником финансирования для омских фильммейкеров является Минкультуры России.
«Бюджет области ограничен – могут выделить в пределах 2-3 млн рублей по мере необходимости», – уточнил Фамильцев. Комментируя характер взаимодействия омичей с кинематографистами из других регионов, спикер отметил, что пока к ним приезжают преимущественно документалисты.
«О кинокомиссии разговор идет давно. Обозначены места локаций. Но пока заезжают только документалисты. Для съемок игрового кино есть операторы, сформирована база. Единственная проблема – нет рибейтов. Надеемся запустить программу рибейтов и подключить молодежь, которая сейчас очень мало включена в процесс формирования направления. Надеемся запустить кинокомиссию, чтобы создать возможности активно здесь снимать и чтобы специалисты, которых мы готовим, не покидали территорию», – пояснил Сергей Фамильцев и уточнил, что в Омской области действует 32 кинотеатра.
Юрий Яшкин, заместитель начальника управления, начальник отдела профессионального искусства и культурного наследия управления профессионального искусства, культурного наследия и образования министерства культуры Новосибирской области, напомнил, что в 2023 году в регионе приняли закон «О государственной поддержке кинематографии». В ближайших планах – создание кинокомиссии.
Ожидается, что в 2024 году в Новосибирской области на территории Академпарка откроется Фабрика научного кино, где предполагается снимать не только научное кино, но и фильмы на позиционирование системы образования, здравоохранения, картины об индустриально-промышленных профессиях. Уникальность технического решения – в создании базы, где можно с помощью современных технологий (в том числе VR) создавать фильмы.
В сфере образования в регионе работают Новосибирский театральный институт, Школа креативных индустрий и др.
Елена Дудкина, генеральный директор государственного автономного учреждения культуры «Кузбасскино», отметила, что в ноябре 2023 года в Кемеровской области разработана резолюция о развитии киноиндустрии Кузбасса.
В планах руководства региона – создание студии документального кино «Кузбассфильм», разработка нормативно-правовых документов, системы грантов на поддержку кино, субсидии, создание центра по поддержке содействия реализации киносъёмок, создание кинокомиссии и системы рибейтов.
Спикер перечислила уникальные локации региона. Это музей-заповедник «Томская Писаница», экомузей-заповедник «Тюльберский городок», музей-заповедник «Кузнецкая крепость», г. Мариинск, Горная Шория, Поднебесные Зубья, Азасская пещера, Шестаковский палеонтологический и археологический комплекс, где обнаружены останки динозавров.
По ее данным, в регионе работают 160 кинозалов, и в планах региона – развивать кинопрокат в сельской местности. Обучиться кинопрофессиям можно в Кемеровском государственном институте, филиале Российского государственного института сценического искусства, а также в Школе креативных индустрий.
Базыр Мерген, руководитель представительства Союза кинематографистов России в Республике Тыва, отметил, что регион только начал формирование киноотрасли.
«У нас работает Школа креативных индустрий. При Министерстве культуры проводятся четырехмесячные курсы режиссуры игрового кино. В Республике проводится Буддийский Международный кинофестиваль, ведется работа по запуску образовательной программы для подготовки специалистов второго звена на базе государственного университета. Нужно разрабатывать нормативную базу по кинематографии», – перечислил участник дискуссии.
Исполнительный директор кинокомиссии Республики Хакасия Денис Лафанов отметил, что в июле прошлого года в регионе была запущена кинокомиссия. За полгода при ее содействии снято два полнометражных фильма.
«Мы активно развиваемся и предлагаем техническую базу и специалистов. Мы предоставляем кинообрудование и свет, съемочные павильоны и кинокараваны. Услуги рентала предоставляет компания "Бинар". Провели локейшен-туры и хотим сделать это регулярной практикой. Кадровая база растет», – подвел итоги работы первого года ведомства Лафанов.
Говоря о планах, он отметил, что в текущем году будет запущен сайт кинокомиссии, а также обсуждаться запуск системы рибейтов в 2025 г.
«Пока деньги выделены только на развитие кинокомиссиий, а не на рибейты. В первую очередь мы занимаемся развитием собственной технической базы. К 2025 году хотим выйти на уровень 80 млн рублей на ее расширение», – уточнил участник встречи.
Экспертами презентации выступили московские продюсеры и медиаменеджеры. Они поделились мнением относительно того, как привлечь внимание к регионам съёмочные группы и потенциальных инвесторов. Приводим ключевые тезисы.
Алексей Алешковский, президент Гильдии кинодраматургов, заместитель председателя Союза кинематографистов России:
«Нужно понимать, какие истории и как требуется рассказывать сегодня. О смыслах мы не научены думать. Драматургия работает только с конфликтами. Если мы не учим рассказывать историю системно, то что будет со смыслами? В США сейчас кризис в сфере кино – причины не только идеологические, причина также в кризисе смыслов, кризисе культуры. Поэтому задача культуры – поиски смысла. Чтобы кино в регионах развивалось, оно должно изучать свою малую родину и ее проблему, а также проблемы всей страны – от частного к общему».
«Хорошо, что в Сибири занялись кино и организовываются кинокомиссии. Только лишь наличием локаций не привлечешь крупные проекты. В локации может приехать реклама; могут приехать, чтобы сделать короткие съемки. Но нужна окупаемость, поэтому необходимо формировать техническую базу. Необходимы светобаза с оборудованием, кинокараван, который очень долго (около недели) и дорого доставлять в Сибирь по железной дороге. Если снимаются один-два проекта в год, они не смогут окупить эту базу. Поэтому на начальном этапе нужна господдержка для развития технической базы: либо субсидии от Министерства культуры, Министерства экономического развития, либо рибейты или содействие в покупке всего, что необходимо для развития технической базы.
Например, Краснодарский край подвел итоги работы кинокомиссии за 2023 год. Они в восторге: компании, снимавшие кино в регионе с рибейтом, потратили более 1 млрд руб., а на рибейты было выделено всего 60-80 млн рублей. Это толчок для развития регионов, приток налогов, развитие туризма. Практика показывает, что за три года поддержки рибейтами на местах появляются ренталы и почти весь второй состав. С каждым годом ситуация улучшается. За три-пять лет поддержки киноиндустрии в регионе можно обеспечить приток серьезных средств в бюджет».
Роман Исаев, член Совета Ассоциации владельцев кинотеатров:
«В кинотеатрах наблюдается нехватка контента. Что касается регионального кино, то хотелось бы пожелать не концентрироваться на внутрирегиональных тематиках, а выходить на федеральный уровень, то есть снимать фильмы с проблематикой, понятной в любом регионе. В качестве примера можно назвать фильм “Испытание аулом” (Карачаево-Черкесская Республика). Также частая проблема в регионах – это кадровый вопрос и недостаточно развитая техническая база».