Развитие киноотрасли на Северном Кавказе и юге России 4 июня обсудили участники форума «Новый вектор. Северный Кавказ», проводимого Фондом поддержки регионального кинематографа при поддержке Правительства Ставропольского края, ПФКИ и Союза кинематографистов России 4-6 июня в Пятигорске и Кисловодске.
Лучшие кейсы были представлены на круглом столе «Снято на Кавказе. Опыт съемок федеральных кинопроектов».Модератором выступила Нина Кочелява, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК им. С.А. Герасимова. Она отметила, что в контексте регионального кино в России длительный период фигурировал т.н. якутский феномен, но «сейчас прорывается другой кинематограф, не связанный с устойчивыми именами». Более пристально его рассмотрели участники дискуссии.
По мнениюАндрея Апостолова, главного редактора студии «Ленфильм», импульс современному кинематографу на Кавказе придала деятельность режиссерской мастерской Александра Сокурова, учрежденной в Кабардино-Балкарии. Он отметил, что кавказский кинематограф может развиваться в условиях синергии всех его игроков – в отличие от Якутии это возможно вследствие географической близости субъектов СКФО по отношению друг к другу. Также эксперт обратил внимание коллег на важность информационной составляющей в киноиндустрии.
«Продюсеры, выбирая регион, во многом доверяют “сарафанному радио”. Любая съемочная группа, приезжающая в регион, – это его потенциальная реклама. <…> Кинокомиссия может вначале работать как единое информационное окно. Для любого продюсера важно понимать, с кем взаимодействовать в том или ином регионе», – пояснил эксперт.
В работе круглого стола приняли участие авторы наиболее ярких фильмов о Кавказе, снятых за последние годы. Они рассказали о своем опыте и поделились мнением относительно дальнейшего развития кино в регионе.
Артур Найманов, генеральный директор ООО киностудии «Домбайфильм», руководитель представительства Союза кинематографистов России в Карачаево-Черкесской Республике, рассказал об истории фильма «Испытание аулом». По его словам, проект прошел долгий путь с момента замысла и до старта производства.
«Снять кино – это одно, а довести его до зрителя – это отдельное искусство, которое нам тоже пришлось осваивать на практике», – отметил Найманов, добавив, что создатели фильма решили прокатывать его собственными усилиями.
Спикер также выразил возможность организации сценарных курсов для творческих деятелей, живущих на Кавказе.
Аслан Сокуров, сценарист, продюсер, рассказал о последней работе «Семь черных бумаг». По его словам, успех фильма был обусловлен участием в 46 Московском международном кинофестивале.
«Мы понимали, что фильм не будет интересен широкой аудитории, это некая дань родной республике (Северной Осетии – ред.). Нам помогло участие в ММКФ, после чего фильм был взят в прокат и представлен в более чем 200 кинотеатрах страны. Но и это не большой прокат. Основное дело, конечно, сделал “сарафан”», – пояснил продюсер и напомнил, что картина является режиссёрским дебютом сценариста Анатолия Колиева. Также Сокуров рассказал, что после выхода картины в прокат компания START доверила Колиеву снимать «большой сериал».
О специфике съёмки документального кино на Кавказе рассказал Нану Тлисов, кинорежиссёр, автор фильма «Клятва», снятого при поддержке ФПРК.
«Важно учитывать особенности менталитета жителей Кавказа. С героем надо вначале наладить контакт, прежде чем съёмочная группа присоединится к реализации проекта», – выразил убеждённость Тлисов, уточнив, что фактически фильм «Клятва» он начинал снимать за четыре месяца до начала непосредственно съемочного периода.
Участники выразили необходимость проведения образовательных программ в регионе, чтобы решить проблему нехватки кадров, интеграции в отрасль начинающих специалистов, а также формирования киносообщества на Кавказе.
Мурад Гаджиев, статс-секретарь-заместитель министра культуры Республики Дагестан, подчеркнул открытость и готовность региона принимать съемочные группы и оказывать содействие в работе, однако добавил, что республика может максимально проявить свои возможности, если запрос на съёмки будет поступать от партнёров заранее.
«Таким образом мы сможем предоставить максимально полную информацию о локациях, инфраструктуре и пр., проработать отдельные вопросы со смежными ведомствами и т.д.», – пояснил Гаджиев.
Завершил дискуссию Зураб Агирбов, министр культуры Карачаево-Черкесской Республики, выразив необходимость укрепления межрегионального отраслевого взаимодействия на Кавказе.
«Необходимо наметить общие проекты и обсудить возможности для их реализации. Кроме того, важно сформировать единое информационное пространство, участники которого обменивались бы информацией и поддерживали друг друга – будь то ТГ-канал, некая платформа и пр.», – подчеркнул участник дискуссии.
Развитие киноотрасли в ДНР и Херсонской области обсудили участники круглого стола «Кино на новых территориях». Модератором выступила Олеся Шигина – документалист, глава международного фестиваля «Кино на службе Отечеству», руководитель культурных проектов Комитета Семей Воинов Отечества.
Жанета Хроленок и Ольга Базовкина, представители колледжа кино и телевидения им. А.А. Ханжонкова в Шахтерске, рассказали, что кино последние 30 лет находилось в состоянии упадка на Донбассе – количество кинотеатров сокращалось, репертуар был крайне беден.
Представляя деятельность колледжа, они уточнили, что заведение всегда специализировалось на технических специальностях.
«Это единственное учебное заведение в области киносферы на территории ДНР, мы благодарим организаторов за приглашение, нам важна интеграция в образовательный процесс и культурное пространство РФ», – отметили участницы дискуссии.
Виктория Пронина, представитель ГБУК «Херсонский областной киноконцертный зал “Юбилейный”», сообщила, что благодаря поддержке Фонда кино в концертном зале был открыт кинотеатр, еще одно здание было оборудовано под кинотеатр. До конца года планируется открытие очередного кинотеатра и открытие киношколы. Задача на данном этапе, по словам спикера, – возрождение кино в Херсонской области.
«Кино нужно в первую очередь молодежи, у которой стерта историческая память. Сейчас в наших кинозалах мы показываем только фильмы, снятые на территории Российской Федерации, некоторые из них – бесплатно – для школьников», – подчеркнула Пронина.
Напомним, что первый день работы форума открылся с пленарного заседания на тему «Лучшие практики развития кинопроизводства на Северном Кавказе и Юге России». Вечером прошла церемония открытия мероприятия, участников которого приветствовали министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова и министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачева. Гостям была представлена насыщенная культурно-развлекательная программа, представляющая творческие достижения народов Северного Кавказа.
Организаторы: Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК), при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ), Правительства Ставропольского края и Союза кинематографистов России.
Фото (Константин Кордонский)
Больше новостей – в нашем ТГ-канале
Лучшие кейсы были представлены на круглом столе «Снято на Кавказе. Опыт съемок федеральных кинопроектов».Модератором выступила Нина Кочелява, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК им. С.А. Герасимова. Она отметила, что в контексте регионального кино в России длительный период фигурировал т.н. якутский феномен, но «сейчас прорывается другой кинематограф, не связанный с устойчивыми именами». Более пристально его рассмотрели участники дискуссии.
По мнениюАндрея Апостолова, главного редактора студии «Ленфильм», импульс современному кинематографу на Кавказе придала деятельность режиссерской мастерской Александра Сокурова, учрежденной в Кабардино-Балкарии. Он отметил, что кавказский кинематограф может развиваться в условиях синергии всех его игроков – в отличие от Якутии это возможно вследствие географической близости субъектов СКФО по отношению друг к другу. Также эксперт обратил внимание коллег на важность информационной составляющей в киноиндустрии.
«Продюсеры, выбирая регион, во многом доверяют “сарафанному радио”. Любая съемочная группа, приезжающая в регион, – это его потенциальная реклама. <…> Кинокомиссия может вначале работать как единое информационное окно. Для любого продюсера важно понимать, с кем взаимодействовать в том или ином регионе», – пояснил эксперт.
В работе круглого стола приняли участие авторы наиболее ярких фильмов о Кавказе, снятых за последние годы. Они рассказали о своем опыте и поделились мнением относительно дальнейшего развития кино в регионе.
Артур Найманов, генеральный директор ООО киностудии «Домбайфильм», руководитель представительства Союза кинематографистов России в Карачаево-Черкесской Республике, рассказал об истории фильма «Испытание аулом». По его словам, проект прошел долгий путь с момента замысла и до старта производства.
«Снять кино – это одно, а довести его до зрителя – это отдельное искусство, которое нам тоже пришлось осваивать на практике», – отметил Найманов, добавив, что создатели фильма решили прокатывать его собственными усилиями.
Спикер также выразил возможность организации сценарных курсов для творческих деятелей, живущих на Кавказе.
Аслан Сокуров, сценарист, продюсер, рассказал о последней работе «Семь черных бумаг». По его словам, успех фильма был обусловлен участием в 46 Московском международном кинофестивале.
«Мы понимали, что фильм не будет интересен широкой аудитории, это некая дань родной республике (Северной Осетии – ред.). Нам помогло участие в ММКФ, после чего фильм был взят в прокат и представлен в более чем 200 кинотеатрах страны. Но и это не большой прокат. Основное дело, конечно, сделал “сарафан”», – пояснил продюсер и напомнил, что картина является режиссёрским дебютом сценариста Анатолия Колиева. Также Сокуров рассказал, что после выхода картины в прокат компания START доверила Колиеву снимать «большой сериал».
О специфике съёмки документального кино на Кавказе рассказал Нану Тлисов, кинорежиссёр, автор фильма «Клятва», снятого при поддержке ФПРК.
«Важно учитывать особенности менталитета жителей Кавказа. С героем надо вначале наладить контакт, прежде чем съёмочная группа присоединится к реализации проекта», – выразил убеждённость Тлисов, уточнив, что фактически фильм «Клятва» он начинал снимать за четыре месяца до начала непосредственно съемочного периода.
Участники выразили необходимость проведения образовательных программ в регионе, чтобы решить проблему нехватки кадров, интеграции в отрасль начинающих специалистов, а также формирования киносообщества на Кавказе.
Мурад Гаджиев, статс-секретарь-заместитель министра культуры Республики Дагестан, подчеркнул открытость и готовность региона принимать съемочные группы и оказывать содействие в работе, однако добавил, что республика может максимально проявить свои возможности, если запрос на съёмки будет поступать от партнёров заранее.
«Таким образом мы сможем предоставить максимально полную информацию о локациях, инфраструктуре и пр., проработать отдельные вопросы со смежными ведомствами и т.д.», – пояснил Гаджиев.
Завершил дискуссию Зураб Агирбов, министр культуры Карачаево-Черкесской Республики, выразив необходимость укрепления межрегионального отраслевого взаимодействия на Кавказе.
«Необходимо наметить общие проекты и обсудить возможности для их реализации. Кроме того, важно сформировать единое информационное пространство, участники которого обменивались бы информацией и поддерживали друг друга – будь то ТГ-канал, некая платформа и пр.», – подчеркнул участник дискуссии.
Развитие киноотрасли в ДНР и Херсонской области обсудили участники круглого стола «Кино на новых территориях». Модератором выступила Олеся Шигина – документалист, глава международного фестиваля «Кино на службе Отечеству», руководитель культурных проектов Комитета Семей Воинов Отечества.
Жанета Хроленок и Ольга Базовкина, представители колледжа кино и телевидения им. А.А. Ханжонкова в Шахтерске, рассказали, что кино последние 30 лет находилось в состоянии упадка на Донбассе – количество кинотеатров сокращалось, репертуар был крайне беден.
Представляя деятельность колледжа, они уточнили, что заведение всегда специализировалось на технических специальностях.
«Это единственное учебное заведение в области киносферы на территории ДНР, мы благодарим организаторов за приглашение, нам важна интеграция в образовательный процесс и культурное пространство РФ», – отметили участницы дискуссии.
Виктория Пронина, представитель ГБУК «Херсонский областной киноконцертный зал “Юбилейный”», сообщила, что благодаря поддержке Фонда кино в концертном зале был открыт кинотеатр, еще одно здание было оборудовано под кинотеатр. До конца года планируется открытие очередного кинотеатра и открытие киношколы. Задача на данном этапе, по словам спикера, – возрождение кино в Херсонской области.
«Кино нужно в первую очередь молодежи, у которой стерта историческая память. Сейчас в наших кинозалах мы показываем только фильмы, снятые на территории Российской Федерации, некоторые из них – бесплатно – для школьников», – подчеркнула Пронина.
Напомним, что первый день работы форума открылся с пленарного заседания на тему «Лучшие практики развития кинопроизводства на Северном Кавказе и Юге России». Вечером прошла церемония открытия мероприятия, участников которого приветствовали министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова и министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачева. Гостям была представлена насыщенная культурно-развлекательная программа, представляющая творческие достижения народов Северного Кавказа.
Организаторы: Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК), при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ), Правительства Ставропольского края и Союза кинематографистов России.
Фото (Константин Кордонский)
Больше новостей – в нашем ТГ-канале