9 июля в рамках форума «Новый вектор» состоялась творческая встреча с художественным руководителем студии «Сахафильм» Алексеем Романовым. Спикер является выпускником ВГИК им. С.А. Герасимова, одним из основателей киностудии «Сахафильм», членом Совета Фонда поддержки регионального кинематографа. Как режиссер, он снял три полнометражных фильма, в том числе новый фильм «Легенда вечных снегов», получивший недавно гран-при на Бишкекском международном кинофестивале.
АУ ГНК «Сахафильм» является локомотивом развития якутского кино, занимающим третье место по кинопроизводству после Москвы и Санкт-Петербурга. Важно, что 90% якутских фильмов создано при поддержке «Сахафильма».
Модератор дискуссии, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова Нина Кочеляева дала краткий экскурс в историю якутского кинематографа:
«Все мы знаем о феномене якутского кино. О нем стали говорить подробно в начале 2010-ых годов. Хотя, конечно, это интересное явление не возникло само по себе. Это был продолжительный процесс. История якутской кинематографии насчитывает более сотни лет. Первое якутское кино появилось в начале двадцатого столетия. Но, тем не менее, так громко, ярко и искрометно якутские кинематографисты заявили о себе только в начале 2010-ых годов. И с этого момента отсчитывается взлет якутского кино».
Детализировал процесс развития якутского кинопроизводства и кинопроката Алексей Романов, вспомнив непростой период 90-ых годов. Несмотря на социально-экономические сложности именно в этот момент стартовала активная деятельность по созданию собственной производственной киносистемы. Были созданы материально-техническая база, звукостудия, кинопавильон – все необходимое для производства полного цикла. «Человек, если захочет, сможет все», – именно эти слова отца Алексея вдохновили его и помогли, практически, с нуля организовать кинопроцесс в регионе.
Кинематографист поделился своим восприятием беспрецедентного успеха своих соотечественников: «Генетически в нас заложено пространственное, визуальное мышление». Действительно, перманентный холод и безграничные пространства сформировали своеобразную ментальность, культурный код, что стало катализатором развития большого творческого потенциала
Интересно, что даже природа играет значимую роль в художественной архитектонике фильмов. «Она становится самостоятельным персонажем, своеобразной ментальной картой, где все пронизано духами и их отношением к человеку», – отметил Алексей Романов и в качестве примера продемонстрировал отрывки известных якутских картин.
Отдельно эксперт затронул роль эпоса в современном якутском кино. Режиссер рассказал о таких важных для культуры якутской понятиях, как «тойкусут» (певец, импровизатор) и «сээркэн» (рассказчик, собиратель). По мнению Алексея Романова, многовековая культура устного народного творчества выработала традицию высказываться о мире, а также создала потребность самоидентификации. «Культурная память сформировала у каждого якута «матрицу» визуального видения мира. <…> Путь, по которому идут якутские кинематографисты, сложился органично в процессе творческого поиска своего киноязыка, стиля и смыслов», – объяснил исключительный успех якутских авторов Алексей Романов.
С момента зарождения национального кинематографа режиссеры стали снимать свое кино, никому не подражая. Киноспециалисты всегда создавали самобытный нарратив историй, основанный на собственном опыте. Они транслировали смыслы, которые соотносятся с мировоззрением народа, бережно сохраняя этническую идентичность.
«Путь якутского кино – это путь переосмысления наших корней, наших традиционных ценностей, нашего культурного кода. Это попытка понять себя, которой мы делимся со всем миром», – Алексей Романов определил целеполагание якутского кино.
Однако не только на духовном единстве зиждется машина якутского кинопроизводства. Гость форума выделил ряд факторов, активно влияющих на динамику и эффективность кинопроцесса. Во-первых, якутское киносообщество крайне сплоченное – работники кино находятся в постоянном диалоге между собой. Успех одного творца радует всех, а состав творческих групп часто кочует с одного проекта на другой. Во-вторых, многовековая жизнь в экстремальных условиях выработала у якутов привычку преодолевать любые трудности. Ради искусства они готовы преодолеть любые препятствия, что качественно повышает их конкурентную способность на рынке. И, наконец, немаловажным является плодотворное взаимодействие кинематографистов с властью, которая всячески поддерживает творческие инициативы. Алексей Романов анонсировал скорую постройку мультифункционального кинопавильона, который станет крупнейшим кино-технологическим центром дальнего востока.
Классик и первопроходец якутского кино подвел итоги дискуссии, выразив надежду на светлое будущее якутской кинематографии:
«Я очень надеюсь, что мы на этом не остановимся. Чем выше мы поднимаемся – тем больше ответственность. Мы стараемся и продолжаем искать свой почерк, свой стиль, свое видение, новые смыслы. А что касается меня, то я мечтаю однажды снять фильм на основе эпоса».
Творческая встреча прошла в Светлогорске (Калининградская область) в рамках форума регионального кинематографа «Новый вектор», организованного ФПРК, АНО «Фестивальная дирекция», при поддержке Правительства Калининградской области, Президентского фонда культурных инициатив и Союза кинематографистов России.
На данный момент форум является крупнейшей деловой площадкой для представителей рынка регионального кинематографа. Впервые мероприятие прошло в Калининградской области летом 2023 года. В этом году проект расширил свою географию и проходит в четырех субъектах Российской Федерации – в Алтайском крае, Ставропольском крае, Калининградской области и Республики Бурятии. Подробнее о проекте – на сайте.
АУ ГНК «Сахафильм» является локомотивом развития якутского кино, занимающим третье место по кинопроизводству после Москвы и Санкт-Петербурга. Важно, что 90% якутских фильмов создано при поддержке «Сахафильма».
Модератор дискуссии, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова Нина Кочеляева дала краткий экскурс в историю якутского кинематографа:
«Все мы знаем о феномене якутского кино. О нем стали говорить подробно в начале 2010-ых годов. Хотя, конечно, это интересное явление не возникло само по себе. Это был продолжительный процесс. История якутской кинематографии насчитывает более сотни лет. Первое якутское кино появилось в начале двадцатого столетия. Но, тем не менее, так громко, ярко и искрометно якутские кинематографисты заявили о себе только в начале 2010-ых годов. И с этого момента отсчитывается взлет якутского кино».
Детализировал процесс развития якутского кинопроизводства и кинопроката Алексей Романов, вспомнив непростой период 90-ых годов. Несмотря на социально-экономические сложности именно в этот момент стартовала активная деятельность по созданию собственной производственной киносистемы. Были созданы материально-техническая база, звукостудия, кинопавильон – все необходимое для производства полного цикла. «Человек, если захочет, сможет все», – именно эти слова отца Алексея вдохновили его и помогли, практически, с нуля организовать кинопроцесс в регионе.
Кинематографист поделился своим восприятием беспрецедентного успеха своих соотечественников: «Генетически в нас заложено пространственное, визуальное мышление». Действительно, перманентный холод и безграничные пространства сформировали своеобразную ментальность, культурный код, что стало катализатором развития большого творческого потенциала
Интересно, что даже природа играет значимую роль в художественной архитектонике фильмов. «Она становится самостоятельным персонажем, своеобразной ментальной картой, где все пронизано духами и их отношением к человеку», – отметил Алексей Романов и в качестве примера продемонстрировал отрывки известных якутских картин.
Отдельно эксперт затронул роль эпоса в современном якутском кино. Режиссер рассказал о таких важных для культуры якутской понятиях, как «тойкусут» (певец, импровизатор) и «сээркэн» (рассказчик, собиратель). По мнению Алексея Романова, многовековая культура устного народного творчества выработала традицию высказываться о мире, а также создала потребность самоидентификации. «Культурная память сформировала у каждого якута «матрицу» визуального видения мира. <…> Путь, по которому идут якутские кинематографисты, сложился органично в процессе творческого поиска своего киноязыка, стиля и смыслов», – объяснил исключительный успех якутских авторов Алексей Романов.
С момента зарождения национального кинематографа режиссеры стали снимать свое кино, никому не подражая. Киноспециалисты всегда создавали самобытный нарратив историй, основанный на собственном опыте. Они транслировали смыслы, которые соотносятся с мировоззрением народа, бережно сохраняя этническую идентичность.
«Путь якутского кино – это путь переосмысления наших корней, наших традиционных ценностей, нашего культурного кода. Это попытка понять себя, которой мы делимся со всем миром», – Алексей Романов определил целеполагание якутского кино.
Однако не только на духовном единстве зиждется машина якутского кинопроизводства. Гость форума выделил ряд факторов, активно влияющих на динамику и эффективность кинопроцесса. Во-первых, якутское киносообщество крайне сплоченное – работники кино находятся в постоянном диалоге между собой. Успех одного творца радует всех, а состав творческих групп часто кочует с одного проекта на другой. Во-вторых, многовековая жизнь в экстремальных условиях выработала у якутов привычку преодолевать любые трудности. Ради искусства они готовы преодолеть любые препятствия, что качественно повышает их конкурентную способность на рынке. И, наконец, немаловажным является плодотворное взаимодействие кинематографистов с властью, которая всячески поддерживает творческие инициативы. Алексей Романов анонсировал скорую постройку мультифункционального кинопавильона, который станет крупнейшим кино-технологическим центром дальнего востока.
Классик и первопроходец якутского кино подвел итоги дискуссии, выразив надежду на светлое будущее якутской кинематографии:
«Я очень надеюсь, что мы на этом не остановимся. Чем выше мы поднимаемся – тем больше ответственность. Мы стараемся и продолжаем искать свой почерк, свой стиль, свое видение, новые смыслы. А что касается меня, то я мечтаю однажды снять фильм на основе эпоса».
Творческая встреча прошла в Светлогорске (Калининградская область) в рамках форума регионального кинематографа «Новый вектор», организованного ФПРК, АНО «Фестивальная дирекция», при поддержке Правительства Калининградской области, Президентского фонда культурных инициатив и Союза кинематографистов России.
На данный момент форум является крупнейшей деловой площадкой для представителей рынка регионального кинематографа. Впервые мероприятие прошло в Калининградской области летом 2023 года. В этом году проект расширил свою географию и проходит в четырех субъектах Российской Федерации – в Алтайском крае, Ставропольском крае, Калининградской области и Республики Бурятии. Подробнее о проекте – на сайте.