Новости Форума

Роль импакт-контента в кино обсудили участники форума «Новый вектор»

Дискуссионная сессия «Социально-преобразующий контент. Новые смыслы. Новое время» прошла 29 июня в рамках Форума регионального кинематографа «Новый вектор» в Светлогорске.

Мероприятие проведено при поддержке Минкультуры России, Правительства Калининградской области и Президентского фонда культурных инициатив.

Спикерами выступили: основатель онлайн-кинотеатра детского и семейного кино «Ноль Плюс» zeroplus.tv, президент Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль Плюс», член экспертного совета по детскому кино при Министерстве культуры РФ Николай Данн, заместитель генерального директора Пятого канала Марина Белова, генеральный директор «Пермской синематеки» Павел Печенкин, заместитель генерального продюсера онлайн-кинотеатра Okko Светлана Сонина, управляющий партнёр и сооснователь ПЦ «Вдохновители» Олеся Овчинникова, президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский, главный редактор кинокомпании СТВ Александр Архипов.

Модератором встречи выступил генеральный директор Лаборатории Социального Кино «Третий Сектор» Никита Тихонов-Рау.

Никита Тихонов-Рау отметил, что критерии контента определяются двумя показателями: финансовой эффективностью и артистическими свойствами. По его словам, первый критерий измеряется деньгами, второй – славой. «Должен ли кинематограф что-то обществу? – обратился модератор к участникам дискуссии. – Каким образом мы можем измерять социальную эффективность продукта и его общественную значимость? Как контент влияет на сердца и умы людей? И каким образом это можно посчитать в качественных и количественных показателях? Ведь, так или иначе, все это формирует контуры российского общества и его движение вперед».

Алексей Алешковский ответил на вопрос модератора: «Должен ли кинематограф что-то обществу? Как филолог я отвечу – нет, так как искусство никому ничего не должно, но как человек, который работает в кино и понимает его задачи и экономику, в ситуации, когда практически единственным инвестором кинематографа осталось государство, я бы сказал, что да, безусловно, должен. Поэтому разговор о социальных смыслах, это всегда разговор о сценариях, об истории. Ведь все эти смыслы закладываются с самого начала. Все проблемы появляются, когда об этих смыслах не думают. Мы все знаем примеры очень хороших фильмов и сериалов, которые очень увлекательно смотреть, но которые, по сути, ничего нам не сообщают. Конечно, в этом есть большой минус, потому что запоминаются именно смыслы».

По мнению спикера, в сегодняшней ситуации кинематограф можно и нужно рассматривать как инструмент медиаподдержки государственных проектов. «Сейчас, когда наконец-то начался разговор об индустриальном кино, это стало особенно важно и особенно характерно. Но я бы не выделял отдельно индустриальное кино. Если мы посмотрим на лучшие фильмы Голливуда, то в каждом из них увидим производственную линию. Отмечу, что всегда есть личная линия героев и некая производственная линия. Например, в глубоко социальных фильмах “Эрин Брокович” и “Красотка”. В Голливуде каждый фильм – региональный: он не происходит в каком-нибудь абстрактном пространстве. И все картины затрагивают социальные проблемы своего времени, по которым эти фильмы можно даже датировать. Кинематограф в Голливуде всегда был примером воздействия мягкой силы на общество. У нас, к сожалению, подобное целеполагание практически отсутствует», – рассказал Алексей Алешковский.

«Есть такой термин “соучаствующее проектирование”, – подчеркнул президент Гильдии кинодраматургов СК РФ. – В нем заключается работа кинематографа, потому что это большой ресерч, а также попытка понять проблемы, которые стоят перед регионом, предприятием, и найти пути их решения. Основная проблема современных фильмов в том, что 90 % всех историй высасываются из пальца». По мнению Алексея Алешковского, любая история должна быть увлекательной, а важнейшие для общества темы могут быть раскрыты в любых жанрах – мелодрамах и комедиях, боевиках и драмах, фантастике и детективах.

Александр Архипов подчеркнул, что кинокомпания СТВ никогда не делала кино, чтобы изменять социальный ландшафт, но делала его для души, для совести. Так, на мультфильмах кинокомпании выросло не одно поколение зрителей. «Любое осмысленное кино, – отметил Александр Архипов, – оно про что-то. Если художник обладает каким-то внутренним багажом, он рассказывает серьезную историю. Специально призывать его рассказывать социально-значимую историю не имеет смысла».

Николай Данн рассказал, что в зарубежном кинематографе регулярно появляются картины, в которых раскрываются экзистенциальные темы: «Если мы задаем экзистенциальные вопросы, то начинаем искать ответы внутри: кто я? для чего я живу? что я сделаю в жизни? И многие другие…»

Кино как инструмент, по мнению участника дискуссии, является не только развлекательным, но и образовательным. Николай Данн особо отметил, что автор должен основываться на векторности, долгосрочности и многопоколенческой перспективе того смыслового эффекта, который он хочет произвести на зрителя. В этом, по словам спикера, и состоит социальная ответственность автора. Также он рассказал, что социальный эффект может быть двух типов: деструктивный или конструктивный. То есть общество либо деградирует, либо развивается.

Ключевым моментом, по мнению Николая Данна, является целеполагание автора и вектор его цели. «Социальный эффект может работать на конструктив и преображение в том случае, когда все медиапростанство направлено на преображение общества. Мой коллега однажды на Молодежном форуме спросил у президента, можно ли сделать цензор? На что президент ответил: “Нет смысла делать цензор. Нужно, чтобы выросло общество”», – поделился спикер.

«Главной задачей кинематографа, – считает Николай Данн, – является формирование национальной идентичности. Важно формировать мировоззрение ребенка через кинематограф. Ведь дети учатся выстраивать внутренний диалог с собой на примере фильмов. Они должны понимать киноязык и уметь общаться. Самый главный момент в кинопедагогике – это общение. Уроки о важном начались, но закончились темы, на которые можно общаться так, чтобы ребенок понял. Фильмы есть, но педагоги не могут о них говорить».

Участник дискуссии отметил актуальность кинопедагогики: «Она обусловлена формированием нового поколения кинематографистов через организацию киношкол, вовлечения детей в творческий процесс. Когда дети снимают с профессионалами в той местности, в которой живут, то их мировоззрение постепенно вырастает. Личность можно формировать через образы в кино, и необходимо производить тот контент, который поможет нашим детям в их формировании. Таким образом, кинопроизводство, кинопедагогика, кинотворчество – это связанные между собой направления. Даже если в регионе нет кинопроизводства, кинотворчество и кинопедагогика его создадут».

Светлана Сонина подчеркнула, что люди не будут смотреть контент только потому, что он правильный. Зрители будут смотреть, если это им интересно. Спикер также рассказала о социальной компании, которую запустил онлайн-кинотеатр Okko. 25 мая 2023 года они отдали все свои поверхности в 16 городах России организациям, которые занимаются поиском людей. Охват акции составил 8,2 млн человек. Актеры из сериала «Плейлист волонтера» в рамках маркетинговой компании рассказывали о тех благотворительных организациях, которым они помогают лично и просят принять участие своих зрителей и поклонников. В «Кидзании» Okko сделал отдельную зону, где детей обучают волонтерству.

Модератор дискуссии подчеркнул, что деятельность онлайн-кинотеатра Okko – это пример того, как индустрия, чувствуя тренды и используя новые методологии, начинает двигать свой продукт и в коммерческих целях, и в целях ответственности перед обществом.

Павел Печенкин рассказал о проекте Пермского края «Социальный кинозал», в рамках которого именно социальный контент является главным. Проект существует на территории Пермского края и реализуется при поддержке Губернатора и Министерства культуры края с 2019 года. На данный момент закончился стартовый период. В августе текущего года проект получит инфраструктуру из 161 кинозала.

Как отметил спикер, главными задачами проекта являются: создание сети социальных кинозалов в муниципальных образованиях Пермского края; увеличение доли просмотров с обсуждениями в общем количестве просмотров; увеличение доли отечественных фильмов, в том числе документальных, в репертуаре социальных кинозалов; отбор и обучение модераторов социальных кинозалов. Павел Печенкин подчеркнул, что ключевая фигура здесь – модератор. Так как любой контент – это повод, чтобы обратиться к пояснениям, разговору на тему, обозначенную в фильме. «Это и есть тот самый воспитательный и кинопедагогический эффект. Ведь главная цель социальных кинозалов – это воспитание и просвещение. Формы работы могут быть разными, - рассказал генеральный директор «Пермской синематеки», – обсуждение после просмотра, медиаобразовательное занятие, киноклуб, кинособытие, кинопоказ, любительская киностудия, методические семинары (для родителей, педагогов), интерактивные мероприятия, онлайн-занятия (игры, викторины, опросы, выставки, обсуждения, трансляции)».

«Мы продолжим наращивать количество залов, – поделился Павел Печенкин о планах на будущее, – так как 650 тыс. людей в Пермском крае не имеют возможности пойти в кино. 50 % в нашем прокате – мультфильмы, 18 % – документальное кино, остальное – игровое кино. Второй этап нашего проекта – повышение качества модерации и качества самих просмотров».

Никита Тихонов-Рау рекомендовал посетить фестиваль «Флаэртиана» в Пермском крае, на котором показывают уникальное документальное кино-наблюдение.

Марина Белова рассказала об основных социальных проектах Пятого канала, которыми являются: «День добрых дел» – для детей, остро нуждающихся в лечении, «День ангела» – день подарков для воспитанников детдомов и «Алые паруса». Также спикер отметила поддержку следующих национальных проектов: «Билет в будущее» – уникальная возможность для подростков осознанно выбрать себе профессию: руководители проекта рассказывают о востребованности разных специальностей, а подростки пробуют свои силы в разных практикумах, «Знание – сила» – рассказ о новых технологиях, «Ты сильнее» – герои проекта отказываются от вредных привычек и стереотипов. По мнению Марины Беловой, такие социальные проекты должны делаться с любовью и с пониманием того, что, только объединившись, все добрые дела нам под силу.

Никита Тихонов-Pay рассказал, что при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа был снят проект «Вдохновители», продюсером которого он является.

Управляющий партнёр и сооснователь продюсерского центра «Вдохновители» Олеся Овчинникова поделилась своим видением: «Киноиндустрия – это отражение общества, но и общество – отражение киноиндустрии. Это осознание ответственности за то, что мы производим смыслы, а зритель эти смыслы потребляет. И, сделав это, он уже никогда не будет прежним. Все, что видит зритель, он проживает…»

Продюсерский центр «Вдохновители» занимается созданием импакт-контента. Он создан на базе движения «Вдохновители», которое системно занимается с подростками. В движении состоит более 160 вдохновителей. Выдающиеся люди вдохновляют подростков на то, чтобы они создавали свои яркие и уникальные проекты. «Мы поняли, – рассказала Олеся Овчинникова, – что у подростков есть запрос на потребление контента со смыслом. Стало понятно, что нужно создавать такую систему, которая поставила бы на поток создание такого контента. Мы провели опрос и выявили, что большинство детей выбрали темами контента психологию и самореализацию. При этом проблемы, которые их волнуют и которые они бы хотели решать через контент, это проблемы самоопределения и поиска себя, своей самореализации и выбора профессии, а также поиска мотивации для принятия решений. Мы хотим создать оператора, который бы соединил всех игроков на рынке, заинтересованных в производстве импакт-контента. И мы это делаем на базе сообщества “Хедлайнеры. Импакт-медиа” и на базе сообщества “Вдохновители”, используя все имеющиеся у нас ресурсы».

Никита Тихонов-Рау добавил, что уже второй год на постоянной основе действует клуб «Хедлайнеры. Импакт-медиа». Эта структура системно развивает тему социально-преобразующего контента, создавая новые современные подходы к этой теме.

«Кинематограф не существует в вакууме, так же как и контент. Меняется контент – меняются и подходы к его производству, сдвигаясь в сторону того, что называется комбинированной ценностью. Если раньше ценность контента определялась исключительно финансовыми показателями и фестивальными призами, то в сегодняшних реалиях этот баланс начинает сдвигаться в сторону общественной и социальной ценности того контента, который производится как третье измерение. Это неминуемые процессы. Давайте следовать этим трендам, - каждый в меру своего таланта», – заключил модератор дискуссии.

Напомним, что форум регионального кино «Новый вектор» прошел 28 июня – 1 июля в Калининградской области. Участие в нем приняло около 200 делегатов из более чем 40 регионов РФ, а также стран ближнего зарубежья, Европы и Ближнего Востока.

Организаторы: Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК), Правительство Калининградской области, Кинокомиссия Калининградской области, АНО «Фестивальная дирекция».

Партнёры: РОСКИНО и Ассоциации продюсеров кино и ТВ (АПКиТ).

Фото

Больше материалов о мероприятиях и участниках форума «Новый вектор» – в телеграмм-канале ФПРК – https://t.me/fundregion